Когда речь заходит о положении дел в сельских поселениях, вольно или невольно задаешься вопросом о том, какова же эффективность реформы местного самоуправления. Вообще-то, к разного рода перестройкам российских граждан уже приучили. Равно как и к мысли, что все это во благо. Попробуем рассмотреть одну очень важную проблему, которая объединяет в себе несколько направлений нынешнего социально-экономического развития.
На последнем заседании районного Собрания депутаты приняли три решения, касающиеся положения дел в образовательной сфере Пугачевского района. Все они связаны с введением комплексного проекта модернизации образования в Саратовской области. Документы разработаны и приняты с учетом требований 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которым определяются полномочия местной власти в вопросах обеспечения конституционных прав населения на получение образования. Сегодня на территории муниципального района действуют 54 образовательных учреждения. Из которых 24 школы – начальные, где обучается 100 детей, пять школ – основные и 25 – средние. Справедливости ради заметим, что даже в сложнейших условиях так называемого перестроечного времени, когда финансирование системы образования осуществлялось из местного бюджета с весьма ограниченными возможностями, руководству района удалось сохранить школы в каждом населенном пункте, в том числе и с одним-двумя учащимися. Реформирование системы образования не исключает закрытия подобных учреждений и реорганизации школ с малым количеством детей. Учитывая социальную значимость вопроса и вместе с тем принимая во внимание экономические расчеты и финансовые возможности, о перспективах существования сети образовательных заведений на районном уровне говорили заранее, до наступления переломного 2009 года.
Прежде чем принимать решения, проанализировали информацию начальника отдела образования М.В. Музалевского о нынешней демографической ситуации, особенно в сельской местности. Так, в селах Новомарьевка, Шиншиновка, поселках Припольном, Смелость, Янтарном в этом учебном году не будет ни одного ученика. Еще в десяти сельских школах не планируется открытие первых классов в связи с отсутствием детей. И теперь задача власти – сохранить здесь здания школ, чтобы в будущем (если ребятишки все же появятся) возобновить процесс обучения. В поселках Новая Жизнь и Степном, с. Варваровка обучается по одному ребенку. В Тургеневке и Успенке не будет в этом году одиннадцатиклассников, и потому там средние школы переведут в основные.
В ходе обсуждения приходилось принимать во внимание не только этот факт, но и предоставленные образовательной отрасли финансовые возможности, которые вынуждают искать пути экономии бюджетных ресурсов. В 2007 году расходы на содержание, скажем, начальных школ и обеспечение в них образовательного процесса составили более 4 миллионов рублей. К слову, содержание одного ученика такой школы в год оходится почти в 33 тысячи рублей, средней – на десять тысяч меньше. В сложившейся ситуации «соломоновым» решением стала возможность перевода начальных школ в филиалы средних. При этом учитель малокомплектной школы перестанет получать доплату за исполнение должностных обязанностей заведующего образовательным учреждением, так как ответственность за организацию учебного процесса и содержание здания школы возлагается на директора поселенческой СОШ.
В девятнадцати сельских средних школах вводится предпрофильное обучение. То есть выпускникам 10-11 классов предложат обучение по избранному профилю в базовых школах, среди которых сельская только одна – Заволжская, остальные городские. Кстати, именно в этих школах активно пополняется материально-техническая база за счет средств федерального бюджета в рамках нацпроекта «Образование». Так что большинство сельских ребят, рассчитывая на более качественные образовательные услуги, вынуждены будут, воспользовавшись школьным автобусом, отправиться (учитывая географию проживания) либо в поселок Заволжский, либо в Пугачев.
Предсказать, насколько повысится качество знаний наших учеников в результате таких нововведений, наверное, пока невозможно. Экономию же бюджетных средств просчитать вполне реально – она составит чуть более 640 тысяч рублей в год. И если рассматривать эту проблему в контексте общеполитического и социального развития, пожалуй, стоит вспомнить и другие цифры. Например, дополнительные годовые затраты на содержание аппарата управления в сельских поселениях с началом действия 131-ФЗ составили более 2,5 млн. рублей. И все потому, что до самоокупаемости нашим муниципальным образованиям еще далеко. Развитие базовых сельхозпредприятий по ряду объективных и субъективных причин происходит не такими высокими темпами, чтобы говорить о прочной налогооблагаемой базе муниципальных образований.
Все перечисленное о многом заставляет задуматься, в том числе и о перспективах реализации национального проекта в АПК, другими словами – о будущем нашей деревни.
Оставить комментарий
You must be logged in to post a comment.