ГУЗ « Пугачевский межрайонный ПНД»
ГОРЕ.
(Родителям о подростковой наркомании).
Какой может быть реакция родителей на употребление их сыном или дочерью наркотиков? С точки зрения врача, ответ на этот вопрос следовало бы начать с уточнения сроков наркотизации, вида наркотика и степени выраженности пристрастия к нему. Но известие о пугающем и, как правило, совершенно непредвиденном событии не позволяет сразу оценить ситуацию должным образом, поэтому действия родителей могут быть непредсказуемыми: от формальной профилактической беседы до отказа от дочери или сына (особенно в семьях с традиционно высокими моральными ценностями). Для большинства родителей все же становится очевидно: семью посетило горе.
Однако, вряд ли горе внезапно обрушится на семью, в которую подросток приходит именно как в свой дом, не скрывая важных для него проблем, не опасаясь, что родители сочтут их «детскими», не заслуживающими внимания. Как ни странно, порочный принцип воспитания «лишь бы был сыт, одет-обут, да не создавал особых затруднений», решительно отвергаемый большинством родителей, порой незаметно внедряется в повседневное общение. А между тем, для подростка единичный случай «прохладного» отношения со стороны родителей может послужить поводом к поиску понимания на улице (в самом неодобрительном значении слова). Там, где создается хотя бы мало-мальски ощутимая иллюзия понимания, базирующаяся на ложных идеях «сплоченности», «доверия», «правильного понимания», подросток ищет прибежища от банального материального достатка и будничных отчетов перед «домашними» об успехах в школе. Особенно если рассказы подростка о событиях дня родители слушают словно нехотя, с легким оттенком безразличия – «главное – в целом все нормально».
Такая ситуация – не единственная в ряду способных спровоцировать подростка на употребление наркотиков. Все их объединяет присущий им мучительный вопрос: чего еще не хватало человеку, раз он решился на рискованные поступки? При этом исходят из положения, что у этого самого человека было вполне достаточно источников жизненных радостей, и известие об употреблении наркотиков (иногда уже довольно длительном) воспринимается как «болезнь на фоне полного благополучия». Справедливости ради отметим, что и чрезмерно пристальный интерес ко всем без исключения сферам жизни подростка, исключающий сохранение какой-либо информации в тайне от родителей, может побудить его спрятаться от столь неделикатного контроля в наркотический дурман, где нет ощущения незримого постоянного присутствия за спиной проницательного и сурового наблюдателя.
Руководящие принципы предупреждения наркозависимости просты, но именно это обстоятельство обманчиво, что притупляет внимание и вызывает подчас пренебрежение ими: «это же все элементарно, не требует дополнительных усилий». Доверие вместо контроля: не стоит требовать от подростка доказывать или повторно подтверждать сказанное им – если Вы являетесь авторитетом для него, он сам захочет поделиться с Вами своими мыслями. Помощь вместо обвинения: если Ваш сын или дочь уже пробовали наркотик, самым страшным наказанием должна быть не Ваша «справедливая ярость», а фраза вроде: «Я полагал, что тебе можно верить. Но ты обманывал не меня, а самого себя…». Подростки не настолько наивны и легкомысленны, чтобы игнорировать беседу во «взрослом» стиле, и Ваши отношения следует восстанавливать не посредством заверений и обещаний со стороны подростка («больше не буду»), а корректным, но настойчивым требованием к нему пересмотреть свое поведение. Помните: подросток, подумывающий о приеме наркотиков, нуждается в особом внимании, потому что эти мысли сами по себе – сигнал о грубом душевном дискомфорте.
Медицинский психолог Апранич Е.К
Оставить комментарий
You must be logged in to post a comment.